Сад в бутылке

Источник: http://old.cw.ru/times/articles/122287/

Сад в бутылке. Дурной пример заразителен

Два столетия назад, в восемнадцатом веке, была весьма популярна идея «естественного человека», идея возврата к природе не только как среде обитания, но как источнику нравственного начала, основоположником которой был французский мыслитель Жан-Жак Руссо.

По мнению философа, наука и культура оказывают не благотворное, а самое что ни на есть разлагающее влияние на человека, изгнанного из Рая – точнее, из его «естественного состояния». Взрослый человек, разумеется, не сможет вернуться в это самое благословенное время, поэтому большое внимание стоит уделять воспитанию детей, которым, может быть, и повезет. Руссо был хорошим теоретиком, но практиком посредственным – и его идеи не получили широкого распространения.  С другой стороны, вспомним Дефо с его Робинзоном и Пятницей.
Налицо примат человеческого разума над природой, которую можно преобразовать по собственному желанию, повернув реки вспять и начинив землю атомными электростанциями. К чему это приводит, мы прекрасно знаем – последствия до сих пор ощутимы. Эффект бабочки неминуем. Сдвиги происходят не только в природе – они ощутимы и в человеческом сознании. Если лет двести назад затерянный в океане остров еще являлся терра инкогнита, до которой не доплывают корабли, то сейчас белых пятен на карте остается все меньше и меньше.
Человек стал великаном, едва помещающимся на маленьком шарике, с которого никуда не деться. Как человек ни старался убежать от природы, изменить ее по своим меркам, сегодня кажется, что ему никуда от нее не деться. До эпохи промышленного и технологического взрыва человеку было куда возвращаться – природа была относительно нетронутой. XXI век воздвигает препятствия, преодолеть которые довольно сложно: растущее население, а вместе с ним и растущие потребности, загрязненность окружающей среды. Но выход, кажется, есть.
Пермакультура – термин относительно новый для российского уха. Между тем, в странах Европы, Африки, Америки это явления давно уже не является отвлеченной идеей или маргинальным движением. В Бразилии, Мексике и Австралии существуют специальные институты, занимающиеся проблемами пермакультуры. Что же это такое? Термин «пермакультура» впервые был использован в семидесятых годах прошлого века в серии публикаций Дэвида Холмгрена и Билла Моллисона и представляет собой сокращение от «перманентная агрокультура» или «перманентная культура». Используя навыки, полученные за много лет наблюдения за природой, сторонники пермакультуры пытаются создать жизнеспособную и независимую от ископаемых источников среду обитания.

Основной принцип пермакультуры – это закон сочетаемости. Например, для обработки поля с посеянными на нем злаками необходимо произвести ряд операций, затраты на которые не всегда окупаются: работы по распашке земли, посеву, сбору урожая и так далее. С точки зрения пермакультуры, ржаное поле – это неэффективно. Природа представляет собой систему, где все элементы взаимосвязаны, так что можете забыть все то, чему вас учили в школе: здесь важно не то, где и как живут растения и животные, но то, как именно они друг с другом взаимодействуют.

И именно эти «подсмотренные» взаимосвязи и берутся на вооружение человечеством. В некотором роде можно сказать, что пермакультура сочетает в себе навыки дизайна с новейшими этическими и философскими установками. Пермакультура ориентирована прежде всего на практическое воплощение своих идей. Первоначальное намерение экологов состояло в том, чтобы максимально быстро и эффективно обучить добровольцев навыкам обустройства независимых экологических систем, не вредящих природе и приносящих пользу человеку.
Вопреки ожиданиям, идеи пермакультуры распространялись с космической скоростью, и уже в семидесятых годах  Моллисон и Холмгрен прочитали свои лекции более чем в восьмидесяти странах мира, а еще через десять лет бывшие студенты уже активно применяли свои знания на практике. Англичанин Патрик Уайтфилд, автор книги «Планета Земля» и один из теоретиков этого направления, выделил две основные категории пермакультуры. К первой относятся искусственные экологические системы, максимально приближенные к природным.

Эти «оригинальные» экосистемы являются попыткой совместить в одной системе максимальное количество «съедобных» элементов – растений, а иногда даже и животных. Вторая категория более «искусственна» и «эстетична» и не всегда похожа на то, что мы видим в природе – это «дизайн пермакультуры». Для создания независимой экосистемы необходимо проанализировать каждый ее элемент и понять, как он будет взаимодействовать с другими элементами – только так можно достичь максимальной эффективности. Для пермакультуры важно повышение значимости человеческого труда и использования новейших технологий, которые позволяют минимизировать отходы. В некотором смысле такие системы представляют собой сад в бутылке – пожалуй, это идеальное определение.

Пермакультура не столько изменяет окружающую действительность, сколько восстанавливает ее в первоначальном виде. Действия человека являются также элементом этой системы, и, в соответствии с ней, изменяются и они. Этика является неотъемлемым элементом этой философии жизни, включая в себя заботу о земле, заботу о людях, заботу о ресурсах.  Дэвид Холмгрен, разрабатывая теоретическую базу нового мировоззрения, выдвинул несколько основополагающих принципов, которыми следует руководствоваться при создании самодостаточных экосистем.

Первым принципом является «наблюдение и взаимодействие», ведь красота, которая нас окружает – она в глазах смотрящего. Наблюдая за природой, мы можем смоделировать решения, пригодные для нашей собственной ситуации. Второй принцип дословно гласит:  «лови и копи энергию». Для реализации этого принципа ученый использует системы накопления энергии, которые позволяют использовать ее по мере надобности. Оценка наличествующих ресурсов, во-первых, позволит перестать быть зависимыми как от возобновляемых, так и от невозобновляемых источников энергии, а во-вторых, при таком способе организации человеческой деятельности, отходы практически отсутствуют.
Еще один принцип предполагает не разделение вещей, но их интеграцию с целостную систему. Наконец, творческий подход к проблеме может дать неожиданно положительные результаты, а наличие разнообразия создает более устойчивые условия для функционирования.

Несмотря на некоторые критические отклики противников пермакультуры, она успешно распространяется по всему миру, особенно эффективно применяется в странах с существованием коренных общин и неразвитой системой земледелия. В списке стран, активно отреагировавших не появление нового способа спасения Земли, помимо стран «третьего мира», такие государства, как Франция, Англия, США, Канада и Австралия. Русская поговорка гласит: «Дурной пример заразителен». Может быть, настало время раскрыть глаза и вместо дурных примеров попытаться начать положительный опыт?

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий